• Главная
    • Наши новости
  • Сведения об образовательной организации
    • Основные сведения
    • Структура и органы управления образовательной организацией
    • Документы
      • Устав
      • Лицензия на осуществление образовательной деятельности
      • Лицензия на осуществление медицинской деятельности
      • Коллективный договор
      • Санитарно-эпидемиологическое заключение на образовательную и медицинскую деятельность
      • ОГРН
      • ИНН
      • План финансово-хозяйственной деятельности
      • Локальные нормативные акты
      • Отчет о результатах самообследования
      • Свидетельства о государственной аккредитации
      • Предписания
    • Образование
    • Руководство.
    • Педагогический состав
    • Материально- техническое обеспечение и оснащённость образовательного процесса. Доступная среда.
    • Платные образовательные услуги.
    • Финансово - хозяйственная деятельность.
    • Вакантные места для приема (перевода) обучающихся.
    • Стипендии и меры поддержки обучающихся.
    • Международное сотрудничество
    • Организация питания в образовательной организации.
    • Образовательные стандарты и требования-для тех, кто применяет в работе ФГОС и ФГТ.
  • Взаимодействие с образовательной организацией
  • Аттестация педагогических работников
    • Воспитатель Богушева Людмила Анатольевна
    • Нормативные документы
  • Порядок и условия осуществления перевода обучающихся в МБДОУ д/с к/в№5
  • Профсоюз
  • О персональных данных
  • Для Вас, родители
  • Страничка уч-логопеда Андреевой С.А.
    • Страничка уч.логопеда С.А.Андреевой
    • Страничка воспитателя Г.И. Илюшиной
    • Страничка воспитателя В.С.Французовой
    • Страничка муз.руководителя С.Н.Никишкиной
  • Антикоррупция
  • Режим пребывания детей
  • Электронные образовательные ресурсы
  • Часто задаваемые вопросы родителей
  • Муниципальное задание
  • Порядок приема детей в ДОУ
  • Благотворительный фонд помощи детям "Край добра"
  • Телефон доверия - горячая линия
  • Наши достижения
  • Видеоролики
  • Развивающая среда ДОУ
  • Нормативно-правовые акты, определяющие порядок создания и ведения сайта
  • Безопасность дорожного движения
  • Публичный доклад
  • Организация питания в ДОУ
    • Перечень юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, поставляющих пищевые продукты и пищевое сырье.
    • Информация о наличии диетического меню в ДОУ
    • Форма обратной связи для родителей и ответы на вопросы о питании
  • Доступная среда
  • Рабочая программа воспитания
  • Методические рекомендации по обеспечению права на получение дошкольного образования детей, прибывших с территории ДНР и ЛНР
  • Охрана труда
  • СОУТ
  • Страничка воспитателя В.С.Французовой
  • Внедрение ФОП
  • Главная
    • Наши новости
  • Сведения об образовательной организации
    • Основные сведения
    • Структура и органы управления образовательной организацией
    • Документы
      • Устав
      • Лицензия на осуществление образовательной деятельности
      • Лицензия на осуществление медицинской деятельности
      • Коллективный договор
      • Санитарно-эпидемиологическое заключение на образовательную и медицинскую деятельность
      • ОГРН
      • ИНН
      • План финансово-хозяйственной деятельности
      • Локальные нормативные акты
      • Отчет о результатах самообследования
      • Свидетельства о государственной аккредитации
      • Предписания
    • Образование
    • Руководство.
    • Педагогический состав
    • Материально- техническое обеспечение и оснащённость образовательного процесса. Доступная среда.
    • Платные образовательные услуги.
    • Финансово - хозяйственная деятельность.
    • Вакантные места для приема (перевода) обучающихся.
    • Стипендии и меры поддержки обучающихся.
    • Международное сотрудничество
    • Организация питания в образовательной организации.
    • Образовательные стандарты и требования-для тех, кто применяет в работе ФГОС и ФГТ.
  • Взаимодействие с образовательной организацией
  • Аттестация педагогических работников
    • Воспитатель Богушева Людмила Анатольевна
    • Нормативные документы
  • Порядок и условия осуществления перевода обучающихся в МБДОУ д/с к/в№5
  • Профсоюз
  • О персональных данных
  • Для Вас, родители
  • Страничка уч-логопеда Андреевой С.А.
    • Страничка уч.логопеда С.А.Андреевой
    • Страничка воспитателя Г.И. Илюшиной
    • Страничка воспитателя В.С.Французовой
    • Страничка муз.руководителя С.Н.Никишкиной
  • Антикоррупция
  • Режим пребывания детей
  • Электронные образовательные ресурсы
  • Часто задаваемые вопросы родителей
  • Муниципальное задание
  • Порядок приема детей в ДОУ
  • Благотворительный фонд помощи детям "Край добра"
  • Телефон доверия - горячая линия
  • Наши достижения
  • Видеоролики
  • Развивающая среда ДОУ
  • Нормативно-правовые акты, определяющие порядок создания и ведения сайта
  • Безопасность дорожного движения
  • Публичный доклад
  • Организация питания в ДОУ
    • Перечень юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, поставляющих пищевые продукты и пищевое сырье.
    • Информация о наличии диетического меню в ДОУ
    • Форма обратной связи для родителей и ответы на вопросы о питании
  • Доступная среда
  • Рабочая программа воспитания
  • Методические рекомендации по обеспечению права на получение дошкольного образования детей, прибывших с территории ДНР и ЛНР
  • Охрана труда
  • СОУТ
  • Страничка воспитателя В.С.Французовой
  • Внедрение ФОП
     
flexsmm.com
Госуслуги
Решаем вместе
Не можете записать ребёнка в сад? Хотите рассказать о воспитателях? Знаете, как улучшить питание и занятия?
    Главная консультации для… консультация "Дети и…

    консультация "Дети и телевизор"

                                               «Дети и телевизор»

     

        У большинства взрослых эта тема вызывает привычные негативные эмоции (ну что хорошего может дать ребенку телевизор). Так ли это на самом деле? Высказывания в прессе на эту тему встречаются на каждом шагу. Научных публикаций - совсем немного. В основном результаты социологических опросов, наблюдений за детьми и немногочисленных экспериментов.

                                           Телевизор и детские страхи

    Фильмы с агрессивными сюжетами, фильмы-боевики, фильмы - "ужастики" смотрят и дети и взрослые. И привлекает их здесь практически одно и то же. Динамизм сюжета, активное физическое взаимодействие, ловкие трюки, мастерски выполненные спецэффекты, эмоциональное напряжение и др. Но при этом нормальный взрослый относится к происходящему на экране критично. Он может отделить сюжетный видеоряд от того, что действительно происходит в жизни. Ребенок тоже может "сделать скидку" на особенности жанра. Но эта способность отделять вымысел от реальности зависит от его возраста. Мы, взрослые, не задумываемся о том, что такого страшного в классических детских сюжетах. Например, в сказке о Синей Бороде или о Белоснежке и семи гномах. Между тем создатель знаменитого кукольного театра Сергей Образцов совершенно серьезно не рекомендовал приводить на спектакль "Красная Шапочка" детей младше пяти лет. Он считал, что сцены, в которых волк глотает бабушку, а потом Красную Шапочку, могут травмировать малышей. Объяснения взрослых, что это происходит только в сказке, не убеждают маленького ребенка. Ведь он только что видел это своими собственными глазами.

    Большинство детей шести лет уже, как правило, спокойно воспринимают сказочных чудовищ и злодеев. Но для них травмирующим фактором в сюжете может стать другое - например, то, как там обращаются с детьми. В некоторых сказках и фильмах с маленьким ребенком обращаются жестоко: его бросают родные, никто не защищает. Есть данные наблюдений: при просмотре фильма "Парк юрского периода" малыши пугались ужасных динозавров. А семилетних гораздо больше травмировали сцены, в которых взрослые подвергали детей риску.       Трудно полностью уберечь ребенка от страшных сцен. К восьми-девяти годам дети понимают, что фильмы в основном - это вымысел.

        Но теперь они особенно остро воспринимают программы новостей, в которых сообщается о насилии, терроризме, жестокости. Негативные эмоции особенно сильны, если жертвами становятся дети. Ребенок представляет себя на их месте, ему могут начать сниться страшные сны, появляются навязчивые мысли, постоянная тревога. Да, детей надо предупреждать о возможных опасностях.

     Но это не значит, что просмотр криминальных новостей придаст им сил и уверенности при встрече с реальной опасностью в жизни. Как и во всем, нужно чувство меры. Надо учитывать уровень психической зрелости ребенка, его индивидуальную уязвимость, подверженность страхам.

                                          Теле - иммунитет

    Есть у нас, взрослых, и другие претензии к нашему телевидению. Кого-то особенно возмущает навязчивая реклама, примитивные сериалы, пошлые ток-шоу. Другого больше беспокоит, как ребенок воспринимает кадры с дерущимися депутатами в Госдуме, косноязычными и нетрезвыми политиками, вульгарную речь, перемешанную с блатными и матерными словечками. Иногда хочется, чтобы ребенок вообще этого не видел и не слышал. Что делать?

        Смотреть вместе с ребенком и подростком самые разные передачи, даже если это противоречит вашим собственным пристрастиям и художественному вкусу.

    - Не комментировать каждый раз: это хорошо, а вот это плохо.

    -Спрашивать его мнения, уважать вкусы и пристрастия.

    - Иногда оперировать фактами.

    - Помогать ребенку выбирать в программе фильмы и передачи, заслуживающие внимания.

       Если иммунитет к пошлости и безвкусице и не передается генетическим путем, выработать его у ребенка нам вполне по силам.

    Эпоха средств массовой информации существенно преображает психологию человека. СМИ активно вторгаются не только в нашу жизнь, но и в жизнь наших детей. Компьютер, телевизор, прочно входят в жизнь многих малышей, начиная с первых лет жизни. В некоторых семьях, как только ребенок научается сидеть, его усаживают перед экраном. Экран становится главным "воспитателем" ребенка. 93% современных детей 3-5 лет смотрят на экран 28 часов в неделю, т. е. около 4 часов в день, что намного превосходит время общения с взрослыми. Это "безобидное" занятие вполне устраивает не только детей, но и родителей. В самом деле, ребенок не пристает, ничего не просит, не хулиганит, не подвергается риску и в то же время получает впечатления, узнает что-то новое, приобщается к современной цивилизации.

        Покупая малышу новые компьютерные игры или приставки, родители как бы заботятся о его развитии и стремятся занять его чем-то интересным. Однако это "безобидное" и "безопасное" занятие таит в себе серьезные опасности и может повлечь весьма печальные последствия не только для здоровья ребенка (о нарушениях зрения, дефиците движений, испорченной осанке уже сказано довольно много, но и для его психического развития. 

        Телевизор все больше заменяет семейное общение, чтение книг, мамины колыбельные песенки, бабушкины сказки, беседы и разговоры с отцом. Перед вторжением телевизора в нашу жизнь наиболее беззащитной и зависимой категорией оказываются совсем маленькие дети.

    Если взрослые или подростки вполне способны критично оценивать то, что им предлагается посмотреть, и могут переключить канал, а то и вовсе выключить телевизор, то малыши смотрят все подряд. Причем они не просто смотрят телевизионную продукцию, а впитывают и усваивают ее. Теле воздействия (как и всякие другие воздействия, адресованные малышу) формируют душу и ум ребенка, воспитывают его вкусы и взгляды на мир.

        Внутренний мир детей еще только складывается, и существенную роль в его формировании играет все то, что они получают от взрослых, - игры, сказки, совместные занятия, в том числе и телевизионные программы.

       Телевизионные передачи, которые смотрят наши дети, - это не только способ времяпрепровождения, но и средство воспитания. Применительно к маленьким детям принципы свободы выбора, как и свободы слова, не могут быть главными ориентирами. Все, что смотрят и что воспринимают маленькие дети, закладывает фундамент их личности и мировоззрения. А поскольку хороших, специально созданных для малышей телепередач крайне мало, дети вместе с взрослыми смотрят все подряд - рекламу, боевики, ужастики, мыльные оперы и т. п. В настоящее время, когда подрастает первое поколение "экранных детей", эти последствия становятся все более очевидными.

    Первое из них - отставание в развитии речи.

         В последние годы и родители, и педагоги все больше жалуются на задержки речевого развития: дети позже начинают говорить, мало и плохо разговаривают, их речь бедна и примитивна. Специальная логопедическая помощь нужна практически каждой группе детского сада. Такая картина наблюдается не только в нашей стране, но и во всем мире. Специальные исследования показали, что в наше время 25% четырехлетних детей страдают нарушением речевого развития. В середине 70-х годов XX века дефицит речи наблюдался только у 4% детей того же возраста. Таким образом, за последние двадцать лет число речевых нарушений возросло более чем в 6 раз!

       Однако при чем здесь телевидение? Ведь ребенок, сидящий у экрана, постоянно слышит речь. Разве насыщение слышимой речью не способствует речевому развитию? Какая разница, кто говорит с ребенком - взрослый или герой мультфильма? Разница огромная.

    Речь - это не подражание чужим словам и не запоминание речевых штампов. Овладение речью в раннем возрасте происходит только в живом, непосредственном общении, когда малыш не только слушает чужие слова, но и отвечает другому человеку, когда он сам включен в диалог. Причем включен не только слухом и артикуляцией, но всеми своими действиями, мыслями и чувствами. Для того чтобы ребенок заговорил, необходимо, чтобы речь была включена в его конкретные практические действия, в его реальные впечатления и, главное, в его общение со взрослыми. Речевые звуки, не обращенные к ребенку лично и не предполагающие ответа, не затрагивают малыша, не побуждают его к действию и не вызывают у него каких-либо образов. Они остаются всего лишь "пустым звуком".

    Современные дети в большинстве своем слишком мало используют речь в общении с близкими взрослыми. Гораздо чаще они  поглощают телепрограммы, которые не требуют от них ответа, не реагируют на их отношение и на которые они сами никак не могут воздействовать.    Усталых и молчаливых родителей заменяет говорливое телевидение. Но речь, исходящая с экрана, остается малоосмысленным набором чужих звуков, она не становится своей. Поэтому дети предпочитают молчать, а изъясняются криками или жестами.

       Однако внешняя разговорная речь - лишь вершина айсберга, за которой скрывается огромная глыба внутренней речи. Ведь речь - это не только средство общения, но и средство мышления, воображения, овладения своим поведением; это средство осознания своих переживаний, своего поведения и осознания себя в целом. Во внутренней речи совершается не только мышление, но и воображение, и переживание, и любое представление - словом, все, что составляет внутренний мир человека, его душевную жизнь. Вспоминая или мечтая о будущем, переживая потери или яркие впечатления, сопереживая или давая себе отчет в своих действиях, мы всегда ведем внутренний диалог с собой. Именно диалог с собой дает ту внутреннюю форму, которая может удерживать любое содержание и обеспечивает человеку устойчивость и независимость. Если же эта форма не сложилась, если внутренней речи (а значит, и внутренней жизни) нет, человек остается крайне неустойчивым и зависимым от внешних воздействий. Он просто не в состоянии удерживать какое-либо содержание или стремиться к какой-то цели. В результате - внутренняя пустота, которую нужно постоянно пополнять извне. Явные признаки отсутствия этой внутренней речи мы можем наблюдать у многих современных детей.

    В последнее время педагоги и психологи все чаще отмечают у детей неспособность к самоуглублению, к концентрации на каком-либо занятии, отсутствие заинтересованности делом.

      Многим детям стало трудно воспринимать информацию на слух - они не могут удерживать предыдущую фразу и связывать отдельные предложения. Слышимая речь не вызывает у них каких-либо образов и устойчивых впечатлений. По этой же причине детям с дефицитом внимания трудно читать: понимая отдельные слова и короткие предложения, они не могут удерживать и связывать их, а в результате не понимают текста в целом, им просто неинтересно, скучно читать даже самые хорошие детские книжки.

    Еще один факт, который отмечают многие педагоги, - это резкое снижение фантазии и творческой активности детей. Дети теряют способность и желание чем-то занять себя. Они не прилагают усилий для изобретения новых игр, для сочинения сказок, для создания собственного воображаемого мира. Им скучно рисовать, конструировать, придумывать новые сюжеты. Их ничего не интересует и не увлекает.

        Отсутствие собственного содержания отражается и на отношениях детей. Им неинтересно общаться друг с другом. Замечено, что общение со сверстниками стало более поверхностным и формальным: детям не о чем разговаривать или спорить, нечего обсуждать. Они предпочитают нажать кнопку телевизора и ждать новых готовых развлечений.

        Но, пожалуй, самое явное свидетельство нарастания этой внутренней пустоты - повышение детской жестокости и агрессивности. Число преступлений, совершенных детьми и подростками, сегодня резко возросло. Поражает не только жестокость, но и бессмысленность, не мотивированность этих детских "шалостей". Конечно, мальчишки дрались всегда, однако в последнее время изменилось качество детской агрессивности. Раньше, при выяснении отношений, драка заканчивалась, как только противник оказывался лежащим на земле, т. е. побежденным. Этого было достаточно, чтобы чувствовать себя победителем. В наше время победитель с удовольствием бьет лежащего ногами, потеряв всякое чувство меры. Сопереживание, жалость, помощь слабому встречаются все реже. Жестокость и насилие становятся чем-то обыденным и привычным, стирается ощущение порога дозволенности.

       При этом дети не отдают себе отчета в собственных действиях и не предвидят их последствий. Подростки бьют (а иногда и убивают) друг друга не потому, что они злые или коварные и не ради достижения какой-то цели, а "просто так", потому что на душе пусто и хочется острых ощущений.

    Так неужели всему виной телевизор? Да, если речь идет о маленьком ребенке, не готовом адекватно воспринимать льющуюся с экрана информацию. Когда домашний экран поглощает все силы и внимание малыша, когда телевизор подменяет для маленького ребенка игру, активные действия и общение с близкими взрослыми, он, безусловно, оказывает мощное формирующее, вернее деформирующее, влияние на становление психики и личности растущего человека. Последствия и масштабы этого влияния могут сказаться значительно позже в самых неожиданных областях.

       Детский возраст - период наиболее интенсивного становления внутреннего мира, построения личности. Изменить или наверстать упущенное в этот период в дальнейшем практически невозможно. На возраст раннего и дошкольного детства (до 6-7 лет) приходится зарождение и формирование наиболее общих фундаментальных способностей человека.

      Термин "фундаментальных" здесь употреблен в самом прямом смысле - это то, на чем будет строиться и держаться все здание личности человека. Поменять фундамент, когда здание уже построено, нельзя. Если фундамент непрочный или искривленный, здание будет неустойчивым и в любой момент может обрушиться. Соответственно, чем более ранний возрастной период у детей, тем более ответственным он является и тем больше определяет дальнейшее развитие человека.

       Сказанное выше отнюдь не означает призыва исключить телевизор и компьютер из жизни и воспитания детей. Вовсе нет. Это невозможно и бессмысленно. Но в раннем и дошкольном детстве, когда внутренняя жизнь ребенка только складывается, экран несет серьезную опасность для него.     Компьютерные игры можно вводить только после того, как ребенок освоил традиционные виды детской деятельности - рисование, конструирование, восприятие и сочинение сказок.

        И главное - когда он научится самостоятельно играть в обычные детские игры (принимать роли взрослых, придумывать воображаемые ситуации, строить сюжет игры и т. п., также отличать игру от реальности. Просмотр мультиков для маленьких детей нужно строго дозировать. При этом родители должны помогать малышам осмыслять происходящие на экране события и сопереживать героям фильмов. Предоставлять свободный доступ к информационной технике можно только за пределами дошкольного возраста (после 6-7 лет, когда дети уже готовы к ее использованию по назначению, когда экран будет для них именно средством получения нужной информации, а не властным хозяином над их душами и не их главным воспитателем.

     

     

    +7 (918) 0203750

    Детский сад
    © мбдоу-дскв5.рф